^вверх
logo
foto1 foto2

Меню

Информационная безопасность

Подраздел 3. Педагогам

Безопасность детей в Интернете
Родители находятся в уникальном положении и могут
контролировать деятельность их ребенка в Интернете, а также следить за
всеми действиями, которые совершаются в процессе использования
Интернета ребенком. Если ребенок что-то скрывает от родителей, обычно
мудрые родители могут почувствовать, что что-то не так. И это, может быть,
непосредственно связано с Интернетом. Это хрупкое равновесие между
доверием и верой. И мудры те родители, которые пытаются обсудить это с
ребенком, и особенно если они находятся в подростковом возрасте.
Интернет – это мощный инструмент для школы и знаний. В то же время он
может быть опасным, предлагая ребенку порнографию, а также личные
встречи с нежелательными для них Интернет-«друзьями».
С каждым годом количество людей, попавших в сети Всемирной паутины,
неуклонно растет. Если еще десять лет назад во всем мире Интернетом
пользовались лишь 182 млн. человек, то сегодня только в России
насчитывается свыше 10 млн. пользователей Интернета, из которых
несколько миллионов — дети.
По данным исследований, около 60% подростков ежедневно общаются в
интернет-чатах. Однако виртуальный мир, которого совсем не боятся дети и
почти не опасаются родители, способен причинить вполне реальный вред.
Интернет — это вовсе не то место, где можно чувствовать себя защищенным.
Эксперты утверждают, что трое из четырех детей готовы делиться в онлайне
информацией о себе и своей семье в обмен на товары и услуги. А каждый
пятый ребенок ежегодно становится мишенью злоумышленников.
«Безопасность детей в Интернете»,выделили следующие угрозы:
— угроза заражения вредоносным программным обеспечением;
— доступ к нежелательному содержимому (материалы с пропагандой
насилия и наркотиков, порнография, страницы, подталкивающие подростков
к самоубийствам и убийствам и т.д.);
— контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной
почты.
Сегодня любой ребенок, выходящий в Интернет, может просматривать
любые материалы. Даже не имея на то никакого желания Однако эти
картинки — далеко не самое худшее, что может подстерегать подростка в
виртуале. Через Всемирную паутину пропагандируется и другой негативный
контент — фильмы о насилии, убийствах, самоубийствах, расизме, фашизме.
Все чаще злоумышленники используют этот канал для того, чтобы заставить
детей выдать личную информацию. Кроме того, посредством виртуального
общения новых жертв ищут педофилы: выдавая себя за сверстника жертвы,
они легко добиваются личной встречи. А по данным международной
правозащитной организации ECPAT International, более 30% детской
порнографии в Интернете размещают провайдеры из СНГ. Комментарии
излишни.
Какие действия предпринимают интернет-преступники?
Преступники устанавливают контакты с детьми в чатах, при обмене
мгновенными сообщениями, по электронной почте или на форумах. Для
решения своих проблем многие подростки обращаются за поддержкой на
конференции. Злоумышленники часто сами там обитают; они стараются
прельстить свою цель вниманием, заботливостью, добротой и даже
подарками, нередко затрачивая на эти усилия значительное время, деньги и
энергию. Обычно они хорошо осведомлены о музыкальных новинках и
современных увлечениях детей. Они выслушивают проблемы подростков и
сочувствуют им. Но постепенно злоумышленники вносят в беседы оттенок
сексуальности или демонстрируют материалы откровенно эротического
содержания, пытаясь ослабить моральные запреты, сдерживающие молодых
людей.
Некоторые преступники действуют быстрее других и сразу же заводят
сексуальные беседы. Такой более прямолинейный подход может включать
решительные действия или скрытое преследование жертвы. Преступники
могут также рассматривать возможность встречи с детьми в реальной жизни.
Кому из молодых людей угрожает опасность?
Подростки являются наиболее уязвимой группой и подвергаются
наибольшей опасности. Подростки стремятся исследовать свою
сексуальность, уйти из-под контроля родителей и завязать новые отношения
вне семьи. Несмотря на то что общение в интернете может быть полностью
анонимным, они больше подвержены опасности, даже если до конца не
осознают возможные последствия.
Дети воображают, что они представляют себе всю опасность интернет-
преступников, однако на самом деле это далеко не так.
Как узнать, не стал ли ваш ребенок потенциальной целью преступника?
Приведенные ниже признаки могут означать, что на вашего ребенка обратил
внимание злоумышленник.
Ваш ребенок проводит много времени в интернете. Большинство детей,
преследуемых интернет-преступниками, проводят большое количество
времени в Сети, особенно в чатах; подчас закрывают дверь в свою комнату и
скрывают, чем они занимаются во время работы на компьютере.
В семейном компьютере появились порнографические материалы.
Преступники нередко используют материалы откровенного содержания; в
качестве предлога для начала сексуальных обсуждений преступники могут
снабжать детей фотографиями, ссылками на соответствующие сайты и
присылать сообщения эротической окраски. Для того чтобы внушить ребенку
мысль о естественности сексуальных отношений между взрослыми и детьми,
преступники могут использовать фотографии с изображением детской
порнографии. Вы должны отдавать себе отчет в том, что ваш ребенок может
прятать порнографические файлы на дисках, особенно если другие члены
семьи тоже пользуются компьютером.
Вашему ребенку звонят люди, которых вы не знаете, или он сам звонит по
номерам (иногда в другие города), которые вам не знакомы. Установив в
интернете контакт с вашим ребенком, некоторые злоумышленники могут
попытаться вовлечь детей в секс по телефону или попытаться встретиться в
реальной жизни. Если дети не решаются дать номер телефона, интернет-
маньяк может сообщить им свой. Не разрешайте своему ребенку лично
встречаться с незнакомцем без контроля с вашей стороны.
Ваш ребенок получает письма, подарки или посылки от неизвестного вам
лица. Обычно преследователи посылают своим потенциальным жертвам
письма, фотографии и подарки. Сексуальные извращенцы даже отправляют
билеты на самолет, чтобы соблазнить ребенка личной встречей.
Ваш ребенок сторонится семьи и друзей и быстро выключает монитор
компьютера или переключается на другое «окно», если в комнату входит
взрослый. Интернет-преступники усердно вбивают клин между детьми и их
семьями и часто преувеличивают небольшие неприятности в отношениях
ребенка с близкими. Дети, подвергающиеся сексуальному преследованию,
становятся замкнутыми и подавленными.
Ваш ребенок использует чью-то чужую учетную запись для выхода в
интернет. Даже дети, не имеющие доступа в Сеть дома, могут встретить
преследователя, выйдя в интернет у друзей или в каком-нибудь
общественном месте, например, библиотеке. Иногда преступники
предоставляют своим жертвам учетную запись, чтобы иметь возможность с
ними общаться.
Что делать, если ваш ребенок стал потенциальной целью преступника?
Если ваш ребенок получает фотографии откровенно порнографического
содержания или подвергается сексуальным домогательствам, обратитесь в
местное отделение правоохранительных органов. Нужно сохранить всю
информацию, включая адреса электронной почты, адреса сайтов и чатов,
чтобы ознакомить с ней власть.
Проверьте компьютер на наличие порнографических файлов или каких-либо
свидетельств об общении с сексуальной окраской — это настораживающие
признаки.
Контролируйте доступ вашего ребенка ко всем средствам общения,
работающим в режиме реального времени, таким, как чаты, мгновенные
сообщения и электронная почта. Обычно интернет-преступники впервые
встречают своих потенциальных жертв в чатах, а затем продолжают
общаться с ними посредством электронной почты или мгновенных
сообщений.
Вот некоторые способы, чтобы предотвратить возможную опасность:
1. Компьютер должен находиться в зале или общей комнате, а не в комнате
ребенка.
2. Компьютер должен использоваться для изучения.
3. Будьте осведомлены о том, как ваш ребенок использует компьютер.
4. Расспросите своего ребенка о его Интернет-друзьях.
5. Приобретите программу, которая будет блокировать нежелательные сайты
для «взрослых».
6. Педофилы использую подростковые чаты, чтобы найти там детей. Не
разрешайте вашему ребенку вводить какую-либо персональную информацию
в чатах. Чаты позволяют общаться один на один. Не разрешайте своим детям
участвовать в таких беседах.
7. Убедитесь, что ваш ребенок рассказывает обо всем необычном, что он
увидел в Интернете и, конечно, что он никогда не отвечает грубо или
оскорбительно по электронной почте.
8. Убедитесь, что ваш ребенок знает о том, что очень опасно встречаться в
реальности с теми людьми, с которыми они разговаривают в Интернете.
9. Не позволяйте своему ребенку посылать или получать картинки по
Интернету от тех людей, с кем вы лично не знакомы.
10. Не позволяйте вашему ребенку использовать Интернет поздно ночью.
Что родители могут сделать для повышения безопасности?
Расскажите своим детям о существовании злоумышленников и о
потенциальных опасностях интернета.
Маленькие детям не следует пользоваться чатами — слишком велика
опасность. Только когда ваш ребенок подрастет, можно разрешить общаться
там, где есть контроль над сообщениями (или, говоря компьютерным языком,
«модерация»). Вообще имеет смысл, чтобы дети общались только в таких
чатах.
Если ваши дети пользуются чатами, вам следует знать, какими именно, и с
кем они там беседуют. Лично посетите чат, чтобы проверить, на какие темы
ведутся дискуссии.
Внушите детям, что никогда нельзя покидать общий чат. Многие сайты
имеют «приватные комнаты», где пользователи могут вести беседы наедине
— у администраторов нет возможности читать эти беседы. Такие «комнаты»
часто называют «приватом».
Компьютер, подключенный к интернету, должен находиться в общей
комнате; никогда не устанавливайте его в спальне ребенка. Преступнику
гораздо труднее завязать отношения, если экран компьютера хорошо вами
просматривается. Но сесть рядом с ребенком, когда он находится в Сети,
необходимо в любом случае.
Пока дети маленькие, лучше, чтобы они пользовались общим электронным
адресом семьи, а не своим собственным.
Объясните детям, что никогда не следует отвечать на мгновенные сообщения
или письма по электронной почте, поступившие от незнакомцев. Если дети
пользуются компьютерами в местах, находящихся вне вашего контроля, —
общественной библиотеке, школе или дома у друзей — выясните, какие
защитные средства там используются.
Накажите детям, чтобы они никогда не отвечали на мгновенные сообщения
или письма по электронной почте, поступившие от незнакомцев. Если дети
пользуются компьютерами в местах, находящихся вне вашего контроля, —
общественной библиотеке, школе или в домах друзей — выясните, какие
защитные средства используются.
Если, несмотря на все меры предосторожности, ваши дети познакомились в
интернете со злоумышленником, не вините их. Вся полнота ответственности
всегда лежит на правонарушителе. Предпримите решительные действия для
прекращения дальнейших контактов ребенка с этим лицом.
Как ваши дети могут снизить риск стать жертвами преследований?
Дети могут предпринимать следующие меры предосторожности:
Никогда не скачивать изображения из неизвестного источника — они могут
иметь откровенно сексуальный характер.
Использовать фильтры электронной почты.
Немедленно сообщать взрослым обо всех случаях в интернете, которые
вызвали смущение или испуг.
Использовать нейтральное в половом отношении экранное имя, не
содержащее сексуальных намеков и не выдающее никаких личных сведений.
Никогда и никому в интернете не сообщать информацию о себе (включая
возраст и пол) или о семье; никогда не заполнять личные профили в Сети.
Прекращать любые контакты по электронной почте, в системе обмена
мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать
вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки.
Следует повесить рядом с компьютером семейное соглашение,
напоминающее детям о необходимости сохранять свою конфиденциальность
в интернете.
Консультация для педагогов
Тема: «Информационная безопасность»
Во многих странах действуют нормы закона, которые призваны защитить детей
от негативных воздействий на их развитие. В нашей стране новый ФЗ «О защите детей от
вредной информации» действует с 1 сентября 2012г.
Под запретом: реклама алкоголя и табака, а также СМИ, книги, фильмы,
компьютерные игры и программы, пропагандирующие социальное, расовое, национальное
и религиозное неравенство, насилие, жестокость, порнографию, наркоманию,
токсикоманию и антиобщественное поведение. Субъекты РФ своими законами будут
устанавливать нормативы распространения такого рода продукции, чтобы она была
недоступна молодым людям, не достигшим 18 лет. СМИ будут маркировать свою
продукцию ссылкой на возраст, с которого она разрешена для прочтения или просмотра.
Подобные запреты призваны защитить детей от негативных воздействий на их
развитие.
Детская психика во многом не сформирована, у ребёнка ещё не заложено
критическое восприятие информации. Серьёзную опасность представляет информация,
которую дети черпают из Интернета. Ребёнок может натолкнуться на сайты знакомств для
взрослых, клубы самоубийц, страницы различных религиозных сект и любителей
наркотиков. (Около 25% пользователей Интернета в Челябинске – несовершеннолетние).
Однако, сегодня едва ли не главным просветителем, закладывающим в сознание ребёнка
поведенческие установки, стал телевизор.
Нужно ли и можно ли смотреть телевизор малышу? По этому поводу существуют
разные мнения. Давайте разберемся, какую пользу может принести телевидение для
ребенка и чем оно может быть для него опасно.
Конечно, нельзя полностью отрицать положительное влияние телевизора, как
источника информации. Бесспорно, без просмотра мультфильмов, детских передач не
обойтись. Они способствуют развитию ребёнка, формированию его мировоззрения, он
лучше познает мир, узнает много нового. Кроме того, есть очень много интересных
познавательных программ, которые не только развивают кругозор, могут с успехом
применяться в учебном процессе. Но опять же, телевизионные передачи должны только
лишь дополнять основной процесс обучения.
Однако и вред телевидения в настоящее время нельзя отрицать. Постепенно оно
превращается в школу разврата. Наиболее сильно влияние телевизор оказывает на детей,
так как взрослый человек может понять, что не всё, увиденное им в фильмах и шоу
является нормой. Детский мозг устроен совершенно по-другому, чем мозг взрослого
человека, который обладает огромным количеством фильтров. Маленький человек
абсолютно все воспринимает взаправду, полностью доверяя всему увиденному. Он еще не
может адекватно апеллировать категориями добро и зло, хорошо и плохо. Детский мозг
воспринимает увиденное не просто как поток информации, а как руководство к действию.
Так, сцены насилия ведут к тому, что человек потихоньку привыкает к обесцениванию
жизни: различные боевики и триллеры учат тому, что человека убить очень легко. Дети,
насмотревшись кровавых сцен, утрачивают страх перед смертью, и считают, что жизнь
легко может быть прервана. Возможно, именно отсюда участившиеся случаи суицида.
Второй неприятный момент – это падение нравственности и культуры. Реалити-шоу
настолько крепко внедряются в подсознание, что многие дети начинают вести себя так же,
как их герои. А ведь в подобных программах показывается общение, полное ссор и
ругани, общение, доходящее порой до рукоприкладства, тогда как в жизни, напротив,
следует стремиться к бесконфликтности. Кроме того, идет сплошная пропаганда красивой
жизни. Кино и сериалы нацеливают на то, что богатым стать легко и просто: деньги
приходят сами собой. Из-за этого многие, особенно школьники, уходят от реальности в
фантазийные миры. На экране дети видят другой мир, находят то, что им недоступно в
нашем мире. В фильмах – пляжи, отдыхи, деньги, а здесь все серо и скучно. Если слишком
много думать об этом, можно дойти даже до самоубийства.
Реклама также совсем небезобидна. К сожалению, она непосредственно влияет на
формирование нездоровых привычек у детей, поскольку, главным образом,
рекламируются продукты быстрого приготовления. Это продукты с высоким содержанием
жира, холестерина, сахара. Ученые утверждают, что реклама оказывает на детскую
аудиторию заметное влияние. Так, дети, уделяющие телевидению много времени,
покупают и потребляют значительно больше конфет, хот-догов, газированной воды,
чипсов, чем остальные их сверстники. Малыши при этом всерьез считают, что какие-либо
сладости или хлопья помогут им стать сильными и здоровыми. А подростки уверены, что
только банка пива спасет от скуки обыденной жизни - и сделает их настоящими
мужчинами.
Все дети обожают смотреть мультфильмы. Для детского сознания мультфильм – не
вымысел, а ожившая реальность и все герои действительно существуют, поэтому так
сложно оторваться от голубого экрана. Без сомнения, события, происходящие в
мультфильме, развивают воображение и мышление малыша, формируют его
мировоззрение. Персонажи любимых мультфильмов – друзья ребенка. Они учат его
взаимодействовать с окружающим миром, формируют представления о добре и зле, учат
справляться с трудностями. Дети всегда ассоциируют себя с главными героями
(мультиков, фильмов, книг). Причем нередко они перенимают не только манеру
поведения героя, но и его душевные качества. Поэтому очень внимательно относитесь к
тому, что смотрит ваш малыш. Ведь есть немало мультфильмов с непривлекательными и
опасными персонажами.
К сожалению, во многих современных мультфильмах не соблюдаются
элементарные этические законы, такие сказки вредны для неокрепшего сознания крохи.
Мультфильм опасен для малыша, если:
 главные герои ведут себя агрессивно, наносят вред окружающим (калечат
или убивают друг друга, взрывают машины, поджигают дома);
 персонажи демонстрируют опасные для жизни формы поведения (бегают по
крышам, прыгают с высоты, едут на подножке скоростного поезда…);
 неуважительно относятся к людям, животным, растениям;
 плохое поведение героев никто не наказывает и не осуждает;
 персонажи насмехаются над больными, беспомощными, стариками;
 герои несимпатичны или откровенно уродливы.
Подобные мультики провоцируют неадекватное поведение малышей. Увы,
полностью оградить ребенка от просмотра подобных мультфильмов не получится. Дети
общаются в детском саду, на площадке и, конечно, обсуждают персонажей. Малыш
почувствует себя «белой вороной», если будет не в курсе событий. Зато в ваших силах
научить его отличать хорошие мультики от плохих. Обсуждайте с ребенком сюжет,
объясняйте, что происходит с героями, анализируйте их поведение.
Выбирайте те, где главный герой борется за правду, защищает слабых. В
большинстве своем мультфильмы советских времен – это настоящие энциклопедии
дружбы, любви, взаимоуважения и взаимопомощи. В них пропагандируются вечные
ценности. Дети хорошо воспринимают русские мультфильмы. Диснеевские же лучше
ограничить, так как они слишком хаотичны. Ребенок не должен видеть фильмы ужасов и
криминальные фильмы с насилием. Из ужастиков наиболее вредны фильмы-катастрофы,
где показывают землетрясения, падения метеоритов и т. п. Малыш, увлеченный таким
фильмом, перестает различать, правда это или вымысел.
Это что касается нравственной стороны вопроса. А как сказывается отдых перед
телевизором на способностях и здоровье детей?
Телевизор - источник большого потока информации. В основном эта информация
поступает в зрительной форме. Это большой объем. По своей емкости зрительный ряд
намного превосходит другие способы подачи информации. По данным специалистов - 1
картинка заменяет 1000 слов. То есть два часа просмотра телевизора равносильно
прочтению нескольких толстых книг. Это огромная перегрузка. Ребенок не в состоянии
усвоить такой объем информации за короткий отрезок времени, он утомляется. Примеры
этого мы видим постоянно. Наверное, каждый из нас замечал, что после просмотра
телевизора наши дети с трудом справляются с домашними уроками, они рассеяны,
жалуются на усталость, головную боль и т.д.
Еще одно важное отрицательное действие телевизора для детей - это влияние на
развитие образной памяти и мышления. Пик ее развития приходится на младший
школьный возраст. И если ее не развивать, и разрешать ребенку много времени проводить
у телевизора, то в дальнейшем, возможности зрительной памяти будут минимальны. Дело
в том, что способность длительно зрительно удерживать какую-либо картинку
характеризует возможности нашей зрительной памяти. Чем дольше мы ее удерживаем,
тем лучше наша память. При просмотре телевизора новый кадр гасит предыдущий. И
происходит это все очень быстро, зрительная память при этом не тренируется. Наши дети
очень много смотрят телевизор и именно с этим связано, что у многих из них образное
мышление практически не развито. Очень часто можно услышать жалобы учителей, что
современные школьники не могут зрительно представить ни одной модели строения
какого-либо вещества или геометрической фигуры.
Телевизор тормозит также развитие воображения. Когда школьник смотрит
художественные фильмы, у него создается конкретный внешний образ героя.
Формируется мнение, что этот герой может быть только такой, как он выглядит на экране.
Это не дает возможности создать свой зрительный образ, на ребенка давит авторитет
телевидения. А он очень велик. Считается, что то, что увидено с экрана все правильно и
другого быть просто не может
Малыши, которые проводят много времени у экрана, позже начинают говорить,
мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Неконтролируемый просмотр
телепередач является одной из причин гиперактивности и возбудимости. Дети, которые
смотрят телепередачи более двух часов в день, как правило, хуже учатся. Особенно
тяжело им дается чтение. Совсем низкой успеваемостью отличаются те дети, которые
проводят у экрана более четырех часов.
Основной канал восприятия у детей – кинестетический (двигательный). Звук и
картинку мозг малыша обрабатывает быстрее, если ребенок двигается, исследует,
манипулирует предметами. А этого даже самый яркий и эффектный мультик дать, увы, не
может.
К тому же у малышей еще недостаточно зрелая нервная система, они не в состоянии
долго удерживать внимание. Причем сам ребенок вряд ли отвлечется от увлекательного
зрелища (хоть потом и будет капризничать от усталости), ведь картинка на экране
завораживает.
Телевидение не требует обратной связи от зрителя. Ребёнок смотрит на экран, при
этом он ничего не проговаривает и впечатление, что он все из просмотренного усвоил
иллюзорно. Чтобы этого не происходило, после просмотра передачи надо обязательно
обсуждать с детьми все увиденное.
Телевизор — это дополнительный провоцирующий фактор появления страхов в
детском возрасте. Крайне нежелателен и просмотр боевиков. У малыша может
сформироваться представление о том, что сила и способность убивать — главная
ценность в жизни. Ребенок может начать думать, что самый лучший способ справиться с
проблемой — это просто уничтожить ее источник. По статистике, если ребенок по 3—4
часа в день смотрит взрослые телепередачи, то еще до окончания начальной школы он
увидит около 8000 убийств!
Как уменьшить отрицательное воздействие телевизора?
 Строго лимитируйте время пребывания ребенка у телевизора. Выбирайте
короткометражные фильмы, а длинные или многосерийные смотрите в несколько
заходов.
 Кроме ограничения времени, родители должны запретить просмотр передач,
где демонстрируются сцены жестокости и насилия.
 Обсуждайте с ребенком увиденное.
 Не заменяйте живое общение просмотром мультфильмов. К сожалению,
сегодня мультфильмы исполняют роль теленяни. Малыш чувствует, когда
родители включают телевизор, чтобы отдохнуть от него. Крохе важнее личное
общение.
 Читайте с ребёнком вслух. Это развивает образное мышление. При
выразительном чтении также возникают зрительные образы. Важно еще и то, что
при чтении ребенок устает намного меньше. Когда ребенок читает, он находится в
творческом состоянии, так как в это время у него работают оба полушария мозга.
Во время просмотра телепередач работает только одно полушарие, через какое-то
время возникает утомление. Во время чтения происходит переключение работы
одного полушария на другое. Утомление возникает намного позже. Чтение вслух
развивает речь. При этом тренируется голосовой аппарат - мышцы лица - и
голосовые связки. Текст запоминается лучше, так как участвует также и слуховая
память. Даже читая про себя, обогащается словарный запас. Дело в том, что при
чтении ребенок проговаривает текст про себя, чего не происходит при просмотре
телепередач.
Конечно, нельзя выключить сразу все телевизоры или запретить детям смотреть
телепередачи. Но надо следить, чтобы телевизор не являлся единственным источником
развлечений, а тем более способом отдыха.
Нужно помочь детям проводить время более целесообразно, суметь найти другое
занятие. Осознать негативное влияние телевизора. Научиться сравнивать. Надо научить
ребенка постоянно узнавать что-то новое, сделать его жизнь насыщенной и богатой. Если
ребенок постоянно сидит перед телевизором, это говорит о том, что ему нечем заняться.
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТЫ ДЕТЕЙ В
ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
(по материалам В.Ф. Безмалого)
Всё большее количество детей получает возможность работать в Интернете. На
сегодняшний день он предоставляет огромное количество неконтролируемой
информации. В связи с тем, что возраст, в котором человек начинает работать с
Интернетом, становится все моложе, возникает проблема обеспечения
безопасности детей. А кто им может в этом помочь, если не их родители и
взрослые? Следует понимать, что подключаясь к сети Интернет, ваш ребенок
встречается с целым рядом угроз, о которых он может даже и не подозревать.
Объяснить ему это обязаны родители перед тем, как разрешить ему выход в
Интернет.
Какие угрозы встречаются наиболее часто? Прежде всего, следующие:
· доступ к нежелательному содержимому. Ведь сегодня дела обстоят таким
образом, что любой ребенок, выходящий в Интернет, может просматривать
любые материалы. А это насилие, наркотики порнография, страницы
подталкивающие молодежь к самоубийствам, анорексии (отказ от приема
пищи), убийствам, страницы с националистической или откровенно
фашистской идеологией и многое-многое другое. Ведь все это доступно в
Интернете без ограничений. Часто бывает так, что просмотр этих страниц даже
не зависит от ребенка, ведь на многих сайтах отображаются всплывающие
окна, содержащие любую информацию, чаще всего порнографического
характера;
· контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты.
Все чаще и чаще злоумышленники используют эти каналы для того, чтобы
заставить детей выдать личную информацию. В других случаях это могут быть
педофилы, которые ищут новые жертвы. Выдавая себя за сверстника жертвы,
они могут выведывать личную информацию и искать личной встречи.
Рекомендации
по безопасности использования сети Интернет детьми
1. Посещайте Интернет вместе с детьми. Поощряйте ваших детей делиться с
вами их успехами и неудачами в деле освоения Интернета.
2. Объясните детям, что если в Интернете что-либо беспокоит их, то им следует
не скрывать этого, а поделиться с вами своим беспокойством.
3. Объясните ребенку, что при общении в чатах, использовании программ
мгновенного обмена сообщениями (типа ICQ, Microsoft Messenger и т.д.),
использовании Online-игр и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя
использовать реальное имя, помогите вашему ребенку выбрать
регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации.
4. Объясните ребенку, что нельзя выдавать свои личные данные, такие как
домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию,
например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения
домой, место работы отца или матери и т.д.
5. Объясните своему ребенку, что в реальной жизни и в Интернете нет разницы
между неправильными и правильными поступками.
6. Научите ваших детей уважать собеседников в Интернете. Убедитесь, что они
понимают, что правила хорошего тона действуют одинаково в Интернете и в
реальной жизни.
7. Скажите им, что никогда не стоит встречаться с друзьями из Интернета. Ведь
люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.
8. Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в
интернет-пространстве – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не
уверены.
9. Не забывайте контролировать детей в Интернете с помощью специального
программного обеспечения. Это поможет вам отфильтровывать вредоносное
содержание, выяснить, какие сайты на самом деле посещает ваш ребенок и что
он там делает.
Как научить детей отличать правду ото лжи в интернет-пространстве?
• Начните, когда ваш ребенок еще достаточно мал. Ведь сегодня даже
дошкольники уже успешно используют сеть Интернет, а значит нужно, как
можно раньше научить их отделять правду ото лжи.
Никто не будет контролировать, насколько правдива размещенная там
информация. Научите ребенка проверять все то, что он видит в Интернете.
Как это объяснить?
• Не забывайте спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Например,
начните с расспросов, для чего служит тот или иной сайт.
• Убедитесь, что ваш ребенок может самостоятельно проверить прочитанную в
Интернете информацию по другим источникам (по другим сайтам, газетам или
журналам). Приучите вашего ребенка советоваться с вами. Не отмахивайтесь от
их детских проблем.
Советы по безопасности для детей разного возраста.
Как показали исследования, проводимые в сети Интернет, наиболее растущим
сегментом пользователей Интернета являются дошкольники.
В этом возрасте взрослые будут играть определяющую роль в обучении детей
безопасному использованию Интернета.
Что могут делать дети в возрасте 5–6 лет?
Для детей такого возраста характерен положительный взгляд на мир. Они
гордятся своим умением читать и считать, а также любят делиться своими
идеями.
Несмотря на то, что дети в этом возрасте очень способны в использовании игр
и работе с мышью, все же они сильно зависят от вас при поиске детских сайтов.
Как им помочь делать это безопасно?
• В таком возрасте желательно работать в Интернете только в присутствии
родителей.
• Обязательно объясните вашему ребенку, что общение в Интернет – это не
реальная жизнь, а своего рода игра. При этом постарайтесь направить его
усилия на познание мира.
• Добавьте детские сайты в раздел Избранное. Создайте там папку для сайтов,
которые посещают ваши дети.
• Используйте специальные детские поисковые машины, типа MSN Kids Search
(http://search.msn.com/kids/default.aspx?FORM=YCHM).
• Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение
к стандартному Родительскому контролю.
• Научите вашего ребенка никогда не выдавать в Интернете информацию о себе
и своей семье.
• Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах,
связанных с Интернетом.
Ваши дети растут, а, следовательно, меняются их интересы.
Возраст от 6 до 7 лет.
Как считают психологи, для детей этого возраста абсолютно естественно
желание выяснить, что они могут себе позволить делать без разрешения
родителей. В результате, находясь в Интернете ребенок будет пытаться
посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение
которых он не получил бы от родителей.
Поэтому в данном возрасте особенно полезны будут те отчеты, которые вам
предоставит Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во
временных файлах интернет-папки: \Users\User\AppData\
Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files (в операционной системе
Windows Vista).
В результате, у вашего ребенка не будет ощущения, что вы глядите ему через
плечо на экран, однако, вы будете по-прежнему знать, какие сайты посещает
ваш ребенок.
Стоит понимать, что дети в данном возрасте обладают сильным чувством
семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Дети этого возраста
любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернету. Вполне
возможно, что они используют электронную почту и могут заходить на сайты и
чаты, не рекомендованные родителями.
По поводу использования электронной почты хотелось бы заметить, что в
данном возрасте рекомендуется не разрешать иметь свой собственный
электронный почтовый ящик, а пользоваться семейным, чтобы родители могли
контролировать переписку. Помочь вам запретить ребенку использовать
внешние бесплатные ящики сможет такое программное обеспечение, как
Kaspersky Internet Security версии 7.0 со встроенным родительским контролем.
Что можно посоветовать в плане безопасности в таком возрасте?
• Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии детей и
требуйте его выполнения.
• Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за
компьютером.
• Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам это хочется, а
потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.
• Приучите детей, что они должны посещать только те сайты, которые вы
разрешили, т.е. создайте им так называемый "белый" список Интернета с
помощью средств Родительского контроля. Как это сделать, мы поговорим
позднее.
• Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате
под присмотром родителей.
• Используйте специальные детские поисковые машины, типа MSN Kids Search
(http://search.msn.com/kids/default.aspx?FORM=YCHM ).
• Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение
к стандартному Родительскому контролю.
• Создайте семейный электронный ящик, чтобы не позволять детям иметь
собственные адреса.
• Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью
соответствующего ПО.
• Приучите детей советоваться с вами перед опубликованием какой-либо
информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и
профилей.
• Приучите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего
согласия.
• Используйте фильтры электронной почты для блокирования сообщений от
конкретных людей или содержащих определенные слова или фразы. Подробнее
о таких фильтрах http://www.microsoft.com/rus/athome/
security/email/fightspam.mspx.
• Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена
сообщениями.
• В "белый" список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты
с хорошей репутацией.
• Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, как если бы
речь шла о друзьях в реальной жизни.
• Не делайте "табу" из вопросов половой жизни, так как в Интернете дети могут
легко наткнуться на порнографию или сайты "для взрослых".
• Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах,
связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они
в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах.
Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.


РЕБЕНОК И КОМПЬЮТЕР
Процесс формирования новой высокоавтоматизированной
и информационной среды общество создает возможности для развития
человека. Использовать их смогут лишь те члены общества, которые будут
обладать необходимыми знаниями и умениями ориентироваться в новом
информационном пространстве.
В связи с этим современные психология, физиология и педагогика должны
рассматривать процессы роста и развития дошкольника с точки зрения его
доступа к большому информационному пространству. Активное
проникновение персонального компьютера в жизнь ребенка накладывает
отпечаток на развитие высших психических функций, влияет на
эмоциональное и физическое развитие. Поэтому анатомо-физиологические,
психофизические особенности необходимо учитывать при обучении ребенка
дошкольного возраста работе на компьютере. Занятия детей на компьютере
важны не только для интеллектуального развития, но и для формирования
хороших моторных навыков: нажимать пальцами на определенные клавиши
и обращаться с мышью. Это развивает мелкую мускулатуру руки и пальцев,
координацию движений и ориентировку на плоскости, что в дальнейшем
облегчает усвоение письма. У детей формируется координация движений
глаз и руки, что содействует становлению произвольного распределенного
внимания. Компьютерные игры имеют большое значение для развития
моторной координации и координации совместной деятельности зрительного
и двигательного анализаторов.
В дошкольном детстве происходит интенсивное формирование и созревание
организма, который способен реагировать как на неблагоприятные,
ухудшающие здоровье, так и благоприятные факторы. Морфологическое
развитие признаков на 30-50 % зависят от влияния внешней среды. Поэтому
при работе на компьютере особенно важно учитывать физиологические
особенности ребенка – дошкольника.
Развитие опорно-двигательного аппарата (скелет, мышцы, суставно-
связочный аппарат) к 6-7 годам не завершается. Каждая кость скелета
продолжает меняться по размеру, форме, строению, причем у разных костей
фазы развития неодинаковы. Дети очень подвижны, у них бурно развивается
мышечная система, что обуславливает значительную нагрузку на скелет
ребенка. К 6 годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и
конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук.
Поэтому дети относительно легко усваивают ходьбу, бег, прыжки, но
затрудняются в выполнении упражнений, требующих работы мелких мышц.
Ребенок неплохо осуществляет манипуляции с компьютерной мышью при
работе с крупными объектами на экране. При работе с клавиатурой младший
дошкольник действует только с помощью указательного пальца ведущей
руки, а к 5-6 годам может освоить работу несколькими пальцами.
В науке есть термин: «травма повторяющихся нагрузок»– это когда человек
изо дня в день делает одни и те же движения, на что наш организм природой
не рассчитан. Травма повторяющихся нагрузок – болезни цивилизации
занимают важное место среди составляющих здоровья. Чаще всего страдают
кисть, запястье, плечо с множеством последствий. Тендовагинит –
воспаление сухожилий кисти, запястья и плеча. Травматический
эпикондилит – раздражение сухожилий, соединяющих мышцы от предплечья
и локтевой сустав. «Туннельный» синдром – сдавливание среднего нерва
руки сухожилиями. Итак, безобидная с виду компьютерная мышь – источник
многих неприятностей особенно для растущего организма.
Скелетные мышцы ребенка обладают низкой работоспособностью, быстрой
утомляемостью, что является физиологической основой большей
подвижности. У многих дошкольников потребность в двигательной
активности настолько велика, что физиологи называют период от 5 до 7 лет
«возрастом двигательной расточительности». Нарушение двигательной
активности ребенка, увеличивается число заболеваний органов дыхания,
снижает функции сердечно-сосудистой, нервной системы.
Дыхательная система ребенка продолжает развиваться: грудная клетка
приближается к форме взрослого человека, развиваются дыхательная
мускулатура и ткань легких, дыхание урежается, увеличивается жизненная
емкость легких. Сердечно-сосудистая система претерпевает изменения, она
становится более выносливой, работоспособной, лучше приспосабливается к
физическим нагрузкам. Однако адаптационные возможности организма в
дошкольном возрасту намного ниже, чем у взрослого.
Экспериментально доказано, что работа дошкольников на компьютере
оказывает на их организм специфическое влияние. В ходе общения с
компьютером от ребенка требуется значительное умственное и зрительное
напряжение, так как ему приходится рассматривать на экране на довольно
близком расстоянии мелкие буквы, рисунки и цифры. У дошкольника
постоянно перестраивается система аккомодации глаза из-за периодического
перевода взгляда с экрана на клавиатуру, что вызывает напряжение глазных
мышц, которое усиливается световой пульсацией экрана.
Таким образом, нагрузка на глаза при общении с компьютером существенно
отличается от нагрузки при других видах зрительной работы — чтения или
просмотра телепередач, а сидячая поза увеличивает статическую нагрузку на
организм дошкольника.
Указанные особенности формирования кисти руки необходимо учитывать на
занятиях с помощью компьютера с детьми 5-7 лет, дозируя нагрузки на кисть
ведущей руки, т.к. интенсивное напряжение, возникающее при
манипулировании компьютерной мышью, может вызвать деформацию
костей руки и запястья. Упражнения в виде ритмичного сжимания и
разжимания пальцев способствуют не только точной координации мелких
движений рук, работоспособности, но и развитию речи.
Физиолог Е.Н. Назарова считает, что физиолого-гигиенические требования
должны предъявляться:
— к самой компьютерной установке (размер экрана, его яркость, контраст
изображения с фоном, расстояние до глаз, требования к средствам
управления персональным компьютером (мышь, клавиатура) и их
соответствие возрастным возможностям);
— учебному помещению (ориентация окон, освещенность, воздушно-
тепловой режим т.д.);
— рабочему месту дошкольника: высота стола, высота и глубина стула, их
соответствие возрастным особенностям, наличие освещения клавиатуры.
Некоторые люди, в том числе дети, особенно чувствительны и болезненно
реагируют на эти изменения воздуха. У них появляется першение в горле,
покашливание из-за повышенной сухости слизистых. Для повышения
влажности можно использовать специальные приборы — увлажнители
воздуха, большое разнообразие которых существует в настоящее время. Для
увеличения числа отрицательных ионов в помещении компьютерного класса
продаются различные ионизаторы, которые подбираются с учетом площади
помещения.
Кроме того, существует опасность загрязнения воздуха выделениями из
полимерных, синтетических и лакокрасочных материалов, которые
используются для внутренней отделки помещений. Нередко полы покрыты
линолеумом или ворсанитом, стены покрашены масляной краской, мебель
отделана полимерными материалами. Это приводит к дополнительному
загрязнению воздушной среды помещений вредными химическими
веществами, особенно при повышенной температуре воздуха и изменении
его влажности, обусловленных работой компьютеров. Зачастую к концу
занятий концентрация углекислого газа в 2 раза превышает предельно
допустимую, а количество нетоксичной пыли увеличивается в 2-4 раза сверх
допустимого уровня. Для снижения загрязнения воздуха в компьютерных
классах в последнее время стали использовать очистители воздуха, которые.
выпускают в разных модификациях и с различными техническими
характеристиками.
Удачным является расположение компьютера, когда у ребенка есть
возможность переводить взгляд на дальние расстояния, — это один из самых
эффективных способов разгрузки зрительной системы во время работы.
Следует избегать расположения компьютера в углах комнаты или лицом к
стене (расстояние от компьютера до стены должно быть не менее 1 м),
экраном к окну, а также лицом к окну, поскольку свет из окна является
нежелательной нагрузкой на глаза во время занятий на компьютере. Если
компьютер все же размещен в углу комнаты или помещение имеет весьма
ограниченное пространство, американские специалисты советуют установить
на столе большое зеркало. С его помощью легко увидеть самые дальние
предметы комнаты, расположенные за спиной.
Взаимодействие дошкольника с компьютером сопровождается сильным
нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции.
Кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка
утомление: работая за компьютером, он испытывает своеобразный
эмоциональный стресс.
Для снятия нервно-психического напряжения можно использовать обычные
физические упражнения, преимущественно для верхней части туловища
(рывки руками, повороты, «рубка дров» и Т.д.), игры на свежем воздухе. Для
снятия напряжения зрения рекомендуется зрительная гимнастика. Даже при
небольшой ее продолжительности (1 минута), но регулярном проведении она
является эффективным мероприятием профилактики утомления.
Эффективность зрительной гимнастики объясняется тем, что при
выполнении специальных упражнений обеспечивается периодическое
переключение зрения с ближайшего предмета на дальний, снимается
напряжение с цилиарной мышцы глаза, активизируются восстановительные
процессы аккомодационного аппарата глаза, в результате чего функция
зрения нормализуется. Кроме того, есть специальное упражнение (с меткой
на стекле), предназначенное для тренировки и развития аккомодационной
функции глаза. Зрительная гимнастика проводится в середине занятия с
компьютером, а так же в заключительной его части или после занятия.
Длительность зрительной гимнастики, как во время, так и после занятия
составляет 1 минуту. Воспитатель выбирает одно упражнение для
проведения во время занятий с компьютером и одно — два упражнения для
проведения гимнастики по окончании занятий. Через 2-4 занятия упражнения
рекомендуется менять.
Соблюдение изложенных требований позволит создать безопасные и
комфортные психофизиологические условия для работы дошкольников.
Тарасова Т.А., к.п.н., доцент кафедры дошкольного образования
ГОУ ДПО ЧИППКРО, г. Челябинск
Министерство образования и науки российской федерации
Письмо От 28 апреля 2014 года n дл-115/03 «О направлении методических
материалов для обеспечения информационной безопасности детей при
использовании ресурсов сети интернет»
http://docs.cntd.ru/document/420225543

Поддержка сайта - CreatGroup © 2012-2019. дс61.рф
Яндекс.Метрика